Решение не стандартных задач

Вообще процесс решения нестандартных задач, процесс изобретательства очень интересны, как специалисту, так и наблюдателю. И в большей степени удивительно, что основы технологии изобретательства можно использовать в любой сфере жизнедеятельности человека – в бизнесе, на производстве, в обучении и, даже, в повседневной жизни.

Сейчас существует достаточно много технологий по оптимизации заданных параметров – мозговой штурм, метод Тагучи, метод Исикава, TQM и многие другие. Но, когда речь идет о технологии придумывания чего-то нового есть только одна и это – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Этой теорией должны гордиться все мы, ведь именно наш соотечественник придумал единственную в мире технологию придумывания нового, которая сейчас используется в деятельности крупнейших мировых гигантов – Samsung, LG, FORD, Mercedes-Benz, Procter and Gamble и многих других. А все почему? Потому, что ТРИЗ работает.

То есть, если сказать достаточно в общем, то ТРИЗ – это совокупность инструментов и законов развития технических систем, используя которые можно решать абсолютно любые задачи – как очень сложные и нетривиальные, так и повседневные бизнес-задачи. Таким образом, ТРИЗ позволяет решать задачи целенаправленно идя к цели, а не просто перебирать варианты методом проб и ошибок.

Одним из таких инструментов является формулировка Идеального Конечного Результата (ИКР). Почему пишем именно о нем, потому что это один из самых простых инструментов и его может использовать каждый.

Сначала о смысле этого инструмента. Так как изначально, когда Альтшуллер Г.С. разрабатывал основы ТРИЗ, то речь шла конечно об изобретательстве в технических системах, поэтому зачастую решались задачи не тривиальные, сложные, и зачастую даже область возможных решений невозможно было представить. То есть вообще не понятно, каким должно быть решение. Знакомо? Мне кажется, что у любого человека в бизнесе ежедневно стоят только такие задачи.

Так вот, ИКР нужно формулировать для того, чтобы определить и задать вектор решения. То есть представить – как было бы идеально, без затрат любых ресурсов, достигая поставленных целей. Мы не говорим о том, что ИКР – это решение вашей задачи, мы говорим о том, что если мы не знаем как решать задачу, мы представляем себе идеальное ее решение и далее двигаемся в заданном направлении.

Помните сказку о золотой рыбке? Вот вам задача: корыто прохудилось, что попросить у золотой рыбки? Попробуйте сформулировать ИКР. Представьте, как было бы идеально? Основная проблема при формулировки ИКР – это отсутствие умения абстрагироваться от реальности, от того багажа знаний, который мы имеем, и который ограничивает наше мышление. Поэтому и придумывать сложно.

Так вот, ИКР к данной задаче простое, как и все гениальное в этом мире. ИКР: одежда не должна пачкаться, или должна быть самоочищающейся.

Таким образом, мы отходим от задачи с корытом, выбрасывая не нужный элемент, и задача приобретает новое направление – работа над материалом для одежды. Из какой ткани она должна быть, какими свойствами обладать и т.п. Данный пример наглядно иллюстрирует, что нужно решать не последствия проблемы, а корень ее возникновения. Это надо обдумать.

Таким образом, ИКР формулируется с одной целью, задать направление решения задачи, определить некий идеал к которому и стремиться при ее решении. ИКР – это идеальный результат, достигаемый без затрат каких-либо ресурсов (трудовых, финансовых, временных и пр.). Если мы не знаем, как решать задачу, представляем себе как было-бы идеально и затем стараемся решить задачу в сторону достижения этого идеала.

Есть ли правила формулировки ИКР? Конечно есть. Итак, по пунктам:

1. В любой задаче (процессе) нужно определить главную полезную функцию или процесс. То есть то, что нужно изменить, улучшить или то, что мы хотим получить (эффект). Вот именно это и должно выполняться САМО.

2. Исходя из определения, которое мы дали выше ИКР следует, что все полезные функции должны выполняться, при этом факторы расплаты должны отсутствовать. Вот здесь, наверное, будет самый сложный этап – представить идеальное решение.

3. За счет чего должно происходить достижение идеальности? За счет внутренних резервов и внутренних ресурсов рассматриваемой системы.

Однажды, в университете, после защиты ко мне подошла дипломница. Ну и между прочим спросила во сколько будет вручение дипломов (до вручения оставалось около 2 недель). Время вручения, к сожалению, было не известно, точнее было известно, что либо в 10 ч. утра, либо в 16 ч. дня. Перед ней стояла проблема – нужно было записаться к парикмахеру, но она не знала на какое время. Либо очень рано, чтобы успеть к 10.00 на вручение, либо все же позже. При этом нужно было записаться заранее, т.к. период выпускных и все парикмахеры на расхват. В общем, она поделилась со мной этой проблемой. На что я ей сказал, попробовать применить инструменты ТРИЗ для принятия решения. Тогда она сформулировала ИКР: идеально, когда парикмахер ее будет ждать всегда, в любое время выбранного дня.

Конечно, это идеальное решение. И врядли ее парикмахер сможет сидеть и просто ждать. Но далее она находит решение – нужно записаться на два времени на 09.00 и на 15.00, и уже после того как ситуация со временем вручения прояснится, отказаться от одного из забронированного времени.

Очень важно осознать этот принцип на собственном опыте при решение простой повседневной задачи, тогда на практике будет легче решать и сложные производственные или бизнес-задачи.

К сожалению, когда ко мне обращаются компании с задачей в решении их проблем, они просят не разглашать результаты проведенной работы. Поэтому расскажу еще об одной задаче из собственного бизнеса. При продаже услуг мы, как и многие другие сталкиваемся с одной и той же проблемой, проблемой выхода на ЛПР (лицо принимающее решение). Преодолеть секретаря обычно очень тяжело и не просто, именно он (она) чаще всего решает - с кем будет общаться руководитель, а с кем нет. Парадокс, но это так. И чаще всего, как вы понимаете, от всех предложений секретари отказываются.

Давайте попробуем представить ИКР. Итак, основная полезная функция – сделать предложение лицу принимающему решение, чтобы тот сделал заказ у нас. ИКР я сформулировал следующим образом: идеально, когда ЛПР выстраиваются в очередь к нам за заказом сами, т.е. они хотят сделать заказ у нас САМИ.

Как меняется задача теперь? Если раньше мы думали о том, как выйти на ЛПР, теперь мы начали мыслить в другом направлении – как сделать так, чтобы ЛПР сами приходили к нам. Все просто.

Другой пример из работы транспортной компании. Проблема сводилась к тому, что водители в моменты простоев машин (где-то в пути) могли выпивать алкоголь и попросту «исчезали» из жизни предприятия на несколько дней. Как вы понимаете, это не нравилось ни руководству фирмы, ни заказчикам. Когда начали капать проблему глубже – поняли, что не пьющих водителей не бывает. Тяжелая работа, стрессы и т.п.

ИКР? Водитель не хочет или не может выпивать в рейсах. Эту идею доработали, свели к тому, что нужно создать такие условия труда и отдыха водителей, при которых невозможно выпивать, либо это не несет за собой последствий для предприятия. Жесткий планинг рейсов, работа над стыковками рейсов и конечно контроль. Вот в таком направлении пошла работа.

Казалось бы все просто. Да, пожалуй, так и есть. А какие у вас есть нерешенные проблемы?

 

Надобников Евгений, к.э.н.

Директор рекламно-производственной компании «enDESIGN», endicomp.ru

Руководитель проекта «Псковский центр перспективного развития», nadobnikov.ru

nadobnikov@mail.ru